Главная » Концепция

КОНЦЕПЦИЯ ПРАВОСЛАВНОЙ МИССИОНЕРСКОЙ ПРОЗЫ

 

 

1. Православная проза – проза, созданная в рамках православной системы ценностей, православного мировоззрения.

Православная проза является миссионерской в том случае, если она удовлетворяет миссионерскую нужду – потребность ряда людей стать объектами миссионерства.

Человек, нуждающийся в православных миссионерских произведениях (в воздействии писателя-миссионера), – заведомо невоцерковлённый человек (человек, не приобщённый в достаточной мере к православному Преданию), ищущий Бога и толерантно либо положительно относящийся к Православию. Говоря метафорически, это либо человек, разыскивающий дорогу к Храму, либо находящийся на Церковном пороге. Большинство таких людей находится в возрасте от 15 до 30 лет.

 

2. Миссионерское произведение – произведение, написанное языком, понятным невоцерковлённому человеку. В миссионерском произведении специфически православные термины и понятия объясняются в тексте либо в сносках.

 

3. Применительно к каждому конкретному произведению можно говорить лишь о степени миссионерскости данного произведения по причине того, что «миссионерская нужда» – понятие неточное, т.е. нельзя с точностью определить, произведёт ли тот или иной литературный приём или художественный образ миссионерское действие на конкретного человека.

Миссионерскость снижается в том случае, если христианские истины в произведении в сильной степени завуалированы (как, например, в романе Ф.М. Достоевского «Идиот»), а также в случае, если они ни в коей степени не завуалированы (невоцерковлённый человек воспринимает «лобовую атаку» как вторжение в своё личное идейно-философское пространство).

 

4. Миссионерские произведения условно делятся на 2 базовых вида.

Произведения, относящиеся к первому виду, сравнивают человеческую жизнь во Христе с человеческой жизнью без Бога с тем, чтобы читатель мог увидеть преимущества первой и недостатки второй (субъектом и той, и другой жизни может выступать один и тот же персонаж, воцерковляющийся в процессе повествования).

Произведения, относящиеся ко второму виду, представляют действительность в виде притчи, вымышленного мира (примером могут послужить романы Джорджа Макдональда или «Хроники Нарнии» Клайва Льюиса). Законы, действующие в таком произведении, сродни законам Евангельским, действующим в нашем мире, и противопоставлены ущербным философским концепциям, лежащим в основе произведений нехристианских авторов. В произведениях-притчах Евангельские истины и сюжеты зашифрованы и преподносятся в ненавязчивой форме, направляя философский поиск объекта миссионерства в христианское русло.

 

5. Миссионерский посредник – воцерковлённый человек, разбирающийся в православной прозе и в психологии объекта миссионерства и могущий подобрать для невоцерковлённого человека, нуждающегося в миссионерских произведениях, те произведения, которые удовлетворят его потребность.

Д. Савельев, Е. Кочергина

См. также Концепцию миссионерской деятельности Д. Савельева и Е. Кочергиной