Главная » Рецензия на книгу Виталия Каплана "Десантники Сил Спасения"

РЕЦЕНЗИЯ НА КНИГУ ВИТАЛИЯ КАПЛАНА

«ДЕСАНТНИКИ СИЛ СПАСЕНИЯ»

 

Тёмный десант на Землю

 

Фантастический роман Виталия Каплана «Десантники Сил Спасения» в жанровом плане являет собой редкого гостя в отечественной фантастике. Российских писателей-фантастов, работающих в этом жанре и направлении, можно перечитать буквально по пальцам одной руки.

Во-первых, это научно-фантастический сюжет, базирующийся на глубоком мистическом фундаменте. Реальность, воссозданная в романе, описывается с помощью обычного инструментария писателя-фантаста: автор моделирует мир, в котором ушедшие далеко вперед в своем развитии наука и техника властно вторгаются в человеческую повседневность, в быт, в психологию, определяют образ жизни. И в то же время из-под научной терминологии постепенно проступает иной пласт бытия, существующий на иных, не научно-технических основаниях, а на законах невидимой, духовной реальности. В англо-американской литературе этот жанр принято называть sciens-fantasy, сайенс-фэнтези, «научная фэнтези»: произведения этого направления соединяют в себе элементы как научной фантастики, так и фэнтези, т.е. литературы чудесного (от слова «чудо») вымысла.

Как любая хорошая фантастика, этот роман – о людях.

Поэтому, во-вторых, вот эта самая мистическая составляющая романа есть не что иное как реальность, знакомая любому христианину. И это именно то, что делает фантастические произведения, подобные роману Виталия Каплана, редкостью в наших книжных магазинах. Писатели-фантасты, создающие свои литературные миры на базе христианского мировидения, – явление в нашем отечестве пока еще нераспространённое. И, конечно, заслуживающее всяческого внимания со стороны читателей, стремящихся к собственному построению христианской картины мира либо уже живущих в этой христианской реальности. Иными словами, читателей верующих или только идущих к вере во Христа, Сына Божия.

Это реальность Бога-Творца, Его ангелов, христианской Истины, божественного Света с одной стороны, и темный мир падших духов, возглавляемых и направляемых отцом лжи, дьяволом, «обезьяной Бога», злобным князем мира сего – с другой. И от того, что в романе она завуалирована художественными приемами, присущими жанру фантастики, суть ее ничуть не меняется и узнать ее легко.

Что такое, например, «ментальная матрица»? Да ведь это человеческая душа со всеми присущими ей пристрастиями, слабостями, червоточинами, мучительными сомнениями и мятежами, с ее стремлениями в ту или иную сторону, ко благу или ко злу. А «ментальный продукт», ради добывания которого и создан темный, замкнутый мир Корпуса, в котором живут несколько сотен подростков и их воспитатели-надзиратели? Да это же все то, что порождает душа, погруженная во тьму, не знающая Бога, оставленная Им, душа, беспомощно барахтающаяся в трясине зла: все то, что зовется емким словом «грех», и все, что следует за грехом, как нитка за иголкой. Жестокость, эгоизм, удовольствие от чужих страданий, трусость, малодушие, страх, нежелание видеть и искать правду. Ради этой-то скверны человеческой, этого «ментального продукта», его преумножения и создан мир зловещего воспитательного Корпуса, в стенах которого готовится, взращивается из детских душ будущий десант на Землю, в обычную людскую реальность. Эта скверна греха – пища князя мира сего и его бесчисленных слуг.

А что это за «Замыкание», поставленное в качестве конечной цели всех математических разработок, психопрограммирования детских личностей, компьютерных корректировок «ментальных матриц», прочей «научно-исследовательской» и «педагогической» деятельности одного из главных героев романа воспитателя Сергея Петровича Латунина? Что за мрачное воспитательное учреждение – Корпус, окруженный парком, где все время царит зима, и стеной без ворот, а за стеной, можно сказать, ничего и нет, никакого внешнего мира? Ответ и прост, и сложен. В первую очередь он труден для восприятия главными героями книги, в конце концов прозревающими сущность их «места обитания». Корпус – ведь это такой локальный ад, в котором варятся в собственном злом соку детские души и души самих «воспитателей». Ад, построенный по казарменному типу, с жесткой и жестокой дисциплиной, с надзирателями, с системой человеческих отношений, выстроенной таким образом, чтобы души приучались ко злу и не ведали даже проблесков добра, считая зло нормой и естественностью.

Величайшая хитрость дьявола в том, чтобы преподносить зло под видом блага. Отец лжи и обманщик князь мира сего всегда рядится в одежды благодетеля. Ведь человеку, насколько бы ни был он испорчен, свойственно тянуться к добру и свету. Уловка дьявола в том, чтобы внушить человеку иное, лукавое, извращенное понимание добра. Недаром это зовется прельщением, прелестью. Сознательно выбрать служение злу могут, наверное, лишь единицы из миллионов. Но если сказать человеку: ты должен спасти Землю от грозящей ей в будущем гибели, а для этого тебе необходимо жестко переформатировать души подростков, предназначенных в грядущий «десант спасения Земли», стирать им память о прежней жизни, подавлять их личную волю; или – наказывать поркой своих товарищей, над которыми ты поставлен старшим, портящих успеваемость в группе, неспособных к казарменной дисциплине, глумиться над слабыми, писать доносы, любой ценой, даже ценой предательства взбираться по карьерной лестнице, идти по головам других… при том сказать все это не сразу, а постепенно, порциями, чтобы человек успел попривыкнуть и уже не замечал медленного своего погружения в мерзость… Ведь таким способом можно уловить в сети многих, очень многих. И оба главных героя романа – будущий «десантник Сил Спасения Земли» Костя и воспитатель, математик-психолог Сергей Петрович, а также все прочие обитатели Корпуса оказываются именно в такой ситуации ложного, обманного выбора между «меньшим» и «большим» злом. Между реальными страданиями мальчишек в Корпусе – и якобы гибелью всей земной цивилизации, про которую им наплели слуги Отца лжи.

Все они предназначены в качестве расходного материала для создания мира «Замыкания», замкнутой в самой себе земной цивилизации абсолютного зла, в которую не сможет проникнуть ни единый лучик добра. То есть самого настоящего ада на Земле, в котором падшие твари станут владыками и будут кормиться человеческими злобой, страхом, страданиями.

И что же в таком случае таинственный Город, о котором иногда опасливо вспоминают персонажи романа, обитатели Корпуса, и о котором они ничего не знают, кроме того, что это враг? Город, из которого исходит некая смертельная угроза для этой адской казармы и ее хозяев? Город, откуда к Костику непостижимым образом приходит некто в белых одеждах, будоражащий его совесть, пробуждающий его память, учащий различать добро и зло, понуждающий сопротивляться темным энергиям Корпуса. А после помогающий ему пройти путь испытаний, путь, освобождающий от власти хозяев Корпуса, по сути – выводящий из глубин греха и ада на воздух свободы, которую дарует человеку Бог. Путь очищения души от скверны, осознания себя и своего истинного предназначения в земной жизни. А предназначение это – отдавать себя другим во имя добра, жертвовать собой, своими желаниями и удобствами, и самой своей жизнью ради спасения других. Костя и Сергей Петрович, каждый по-своему, совершают в конце концов этот Прорыв – в научно-фантастической терминологии романа. Совершают бегство от зла – не в пространственном смысле, а в духовном – меняют самих себя. Ведь покаяние – это и есть перемена ума, изменение всех внутренних «настроек» человека.

Так что же такое Город? Читающие эти строки, наверное, уже ответили себе на этот вопрос. Это – та реальность, куда можно уйти, когда уже нет никаких сил нести на плечах груз своей душевной скверны, своего зла. Когда мучает совесть и болит душа за все совершенные гадости, за жизнь, прожитую в бессмысленной «толкотне локтями» с другими, за свои подлости, предательства и прочие мерзости. Сергей Петрович Латунин, специалист по калечению детских душ в Корпусе, заядлый материалист, никогда не веривший ни в какую мистику, ни в Бога, ни в черта, в конце концов называет эту высшую надматериальную реальность своим именем, взывает к ней, а точнее к Нему: «…если всё же есть Он, в руках Кого все нити… я прошу об одном… Я готов принять любую муку, но дай мне сначала исправить то, что я натворил… Ты можешь меня, наверное, простить, Твоя доброта, говорят, беспредельна…». Он вспоминает всю свою жизнь и осознает тот переломный момент, то внутреннее свое преступление, с которого началось его стремительное скатывание в пропасть мрака – как один камень, упавший с вершины горы, увлекает за собой множество других, и горный обвал в итоге погребает под собой все, что встает у него на пути.

По силе покаяния – и прощение. Хотя время не обратить вспять, прозревшему и покаявшемуся бывшему воспитателю Сергею Латунину даруется то, о чем он просит, – возможность исправить сотворенное им зло хотя бы частично. Ведь Бог милосерден, Он принимает искреннее покаяние, даже если оно происходит за минуту до гибели, а до этой последней минуты были долгие годы беспросветного и глубочайшего падения в мерзость греха. А Костик, вырвавшийся из когтистых лап Тьмы и тоже мучимый раскаянием за прежние свои «подвиги», несмотря на пережитый ужас возвращается в Корпус… чтобы также исправить свое зло и спасти других мальчишек.

Оба они в итоге исполняют заповедь: «Нет больше той любви, когда кто жизнь свою положит за других» – может быть, даже никогда не слышав таких слов. Но поскольку каждая душа человеческая – христианка, она сама все знает. И знает, как правильно действовать в ситуации жесточайшего выбора между жизнью и смертью.

И кончается все хорошо. Точнее, начинается – для главного героя, Кости. Ведь у него вся жизнь впереди.

Роман Виталия Каплана ставит перед читающим его глубокие, жизненноважные вопросы. И поиск ответов на них в этой книге будет интересен и захватывающ не только для юного читателя, но и для любого взрослого, сталкивающегося в своей жизни – а кто же не сталкивается? – с ситуацией сложного нравственного выбора, с необходимостью рано или поздно что-то менять в себе, в своей душе.

Наталья Иртенина, член Союза писателей России

 

Купить книгу в интернет-магазине "Символик"